Dragon.h15.ru - Сайт о Брюсе Ли Dragon.h15.ru - Сайт о Брюсе Ли
 
kapate.narod.ru
Брюс Ли - суперзвезда пришедшая с Востока

Моя первая любовь боевые искусства. Под боевыми искусствами я понимаю не имеющее ограничений атлетическое выражение движений души человека. Воинское искусство также означает ежедневные, на манер му равья, физические усилия, нацеленные на непременное повышение своей квалификации. Жить это значит свободно выражать себя в своем творе нии. Творение, я должен сказать, есть не чтото раз и навсегда зафиксированное или неизменное. И я надеюсь, что мои друзья мастера воин ских искусств, смогут раскрыться навстречу реальной жизни. Я желаю вам успеха в сложном процессе постоянного поиска своего единственного пу ти..." Цель Брюса Ли? Быть первой суперзвездой, заставить весь мир уважать его народ, достойно устроить жизнь своей семьи и более всего заставить уважать в себе человека. Его талант? Он был самым совершен ным бойцом кунгфу (или гунгфу, принятое на Западе и в Гонконге назва ние китайского кэмпо системы боевых единоборств и ушу), доведшим древнее искусство до "Jeet Кипе Do" ("Джит Куп До") "Путь опережаю щего кулака". Он отказался от классических стоек, согласовав и развив технику передвижения, способную быстро адаптироваться в любой ситуации. Проследим же за его взлетом к славе, познакомимся с философией и мето дами, которыми он пользовался, разделим его чувства к Линде его жене и самому близкому другу, вспомним его жизнь и трагическую смерть. "Тигр умер, но остались коли тигра", говорят на Востоке. Дракон умер, но когти его и с того света еще раз дотянулись до сердец людей и экра на, чтобы оставить свой след, называемый "Путь опережающего кулака". Сиэтл, 30 июля 1973 года. Солнечные блики отражались в спокойных водах озера Вашингтон. На высоком холме в зеленой траве, словно страшный шрам, виднелась вырытая могила. Вокруг серого, казалось, несовместимо го с такой красотой гроба, обернутого белой материей и украшенного желтыми и красными цветами, согласно старинному ритуалу ЯнЯнг, стояли люди, преимущественно мужчины, печальные и подавленные. Когда гроб опустили в могилу, Джеймс Коберн, Стив Макквин, Таки Кимура, Денни Иносанто, Питер Чанг и Роберт Ли бросили туда свои белые перчатки. Так в возрасте тридцати трех лет в расцвете сил завершил свой жизненный путь легендарный Брюс Ли. История, грустно завершенная на солнечном холме в Сиэтле, началась в год Дракона туманным утром в СанФранциско 27 ноября 1940 года. Ли Хой Чен, состоящий в труппе драматической Кан тонской оперы, совершал артистическое турне вместе с женой, маленькой азиаткой по имени Грэйс. Здесь Грэйс и родила своего четвертого ребен ка а китайском госпитале. Грэйс оказалась одна в чужой странен за пять тысяч километров огородины, и в результате назвала своего сына "защит ником СанФранциско" Kи Юн Камом, используя американское написание Ли. В течение тринадцати лет это имя почти никому ничего не говорило. Кантонская опера закончила турне по США, и в начале марта Ли Хой Чей с женой Грэйс и "Маленьким фениксом" (так семья называла Брюса Ли) возв ратились в Гонконг.

Детство маленького Брюса Ли протекало на холмах Гонконга. Ли Хой Чей сам происходил родом из, деревни Фат Шан в Кан тоне и был знаменитым комедиантом Кантонской оперы, которая славилась своими водевилями. Лихой Чей хорошо зарабатывал, и .маленький Брюс Ли рос обеспеченным ребенком счастливым среди друзей и знакомых, окружаю щих их семью. Друзья отца помогли Брюсу Ли пробиться в китайское кино. Брюс Ли начал сниматься в возрасте шести лет. Первой его ролью была роль мальчика в фильме "Становление человека". Второй фильм Брюса Ли пришелся уже на восьмилетний возраст, и он был уже известен под именем Ли Сяо Лунь, что значит "Маленький дракон". Это имя постепенно стало популярным не только в Гонконге, но и во всей Азии. Первая серьезная роль Брюса Ли в кино состоялась в 1958 году, когда он снялся в фильме "Сирота", повествующем о жизни малолетних преступников Гонконга. Как многие китайцы. Ли Хой Чей предавался ежедневным ритуалам Тайцицюань. Это ряд физических упражнений" производимых медленными движениями и в определенной последовательности.. Цель таких упражнений получить полную гармонию здоровья и разума с внутренней самодисциплиной. Все это было необходимо как для делового человека, так и для любого друго го, которому необходимы были приемы самозащиты. Маленький Брюс Ли пов торял за .отчем все эти упражнения и всегда потом называл отца своим первым учителем. На понастоящему овладение навыками и приемами кэмпо мчалось у Брика Ли в тринадцать лет в школе Вин Чуй ,(чего " переводе означает "Прекрасная весна" или "Прекрасное весеннее время"), в которую он пос тупил с помощью отца. Стиль Вин Чуй, по преданию, был около 400 лет назад создан женщиной по имени Им Вин Чуй. Он основан на использова нии силы и энергии противника, и технический арсенал в основном вклю чает мягкие движения руками и быстрые перемещения. Но в бою Вин Чун считается очень эффективным владеющий им ловкими движениями уходит с линии атаки, переигрывая соперника и завершая бой коротким неотразимым ударом. Это было именно то, что искал и нашел Брюс Ли. Главным его учителем был великий мастер шаолиньского кэмпо, патриарх южнокитайско го стиля кунгфу (Вин. Чуй) Ип Мэн. Брюс Ли полностью посвятил себя за нятиям, тренировался по .Пять и более часов в день. Он ежедневно само забвенно тренировался, но не забывал тренировать также. и волю. Вот, например, одно из упражнений, требовавшее серьезного подхода: Брюс все время держал на вытянутой руке стул, даже во время приема пищи, при разговоре, который вел спокойно и. размеренно, несмотря на то, что все больше чувствовал тяжесть этого стула. Прогрессировал мальчик быстро, и Ип Мэн первым заметил в нем талант к боевым искусствам, стал уделять ему больше внимания, чем остальным, и заниматься с ним индиви дуально, посвящая в тонкости стиля и его философию, без чего стать настоящим мастером довольно сложно. А через три года Ли был уже искушенным бойцом, и слухи о молодом перспективном мастере облетели весь Гонконг. Брат
Брюса Роберт вспоминает:


"Брюса не нужно было дважды приглашать подраться".

Недаром в колледже Ля Саль, в котором учился Ли, его прозвали, в шутку, конечно, "Королем ходилл боссом всей школы". В связи с этим интересен один из многих случаев, происшедших с Бриком. Однажды в финале школьных соревнований Брюс встретился с англичанином из школы Короля Георга Пятого. Этот парень на протяжении послед них трех лет был чемпионом Гонконга. Брюс, приняв одну из стоек кунг фу, ждал атаки своего противника, который кружил вокруг него в боксерском танце. Затем англичанин решился на атаку. Брюс защитился и накаутировал его. Однако тучи сгущались над Брюсом. Как рассказывает брат Брюса Роберт, ученики Вин Чуй получили вызов от школы Чой Лей Фу та. Второго мая обе группы встретились на крыше одного из администра тивных зданий в Коулуне. Большая часть крыш таких зданий была приспо соблена под баскетбольные площадки, и в соответствии с этим правила определения победителей были следующие: та. школа, которая сумеет выг нать своих противников за лицевую линию, объявляется победителем. Поединок, как правило, протекал жестоко, ребята в основном оттачивали свою технику. И в этот раз все началось а дружеской манере, но превра тилось в побоище, как только противник Брюса подбил ему глаз. Роберт утверждает, что Брюс не был готов к такому повороту дел и потому мгно венно вскипел. Началась откровенная драка. Брюс нанес несколько прямых ударов руками (в стиле Вин Чуй удары ногами наносят редко) нанес так быстро и мощно, что парень не смог их отразить и попятился..
Брюс на нес ему в лицо еще несколько ударов, и парень упал на спину за лицевой линией Брюс, находясь во взбешенном состоянии, ударил его ногами нес колько раз в лицо, попав в глаз и выбив ему пару зубов. Родители пострадавшего заявили в полицию, и миссис Ли пришлось подписать бумагу, в которой говорилось, что она будет отвечать в уголовном порядке за все будущие поступки Брюса. Только после этого его выпустили из участка. Мало кто из других компаний отваживался выйти с Брюсом Ли один на один, а если такой смельчак и находился, то быстро начинал сожалеть о своем неразумном шаге. Но надо отметить, что Ли всегда помнил заветы своего первого учителя Ип Мэна и не был жестоким, довольствуясь необ ходимой обороной повергнув соперника наземь, ox вопреки законам ули цы не добивал его. Известен еще один случай, когда вожак одной из группировок более взрослый, опытный и массивный, чем Ли, вызвал его на смертельный бой, назначив место поединка на крыше шестиэтажно го, дома, и пообещал Брюсу сбросить его вниз. Противником он был более чем опасным, но Ли все же удалось сломать ему руку и ногу, и ничто не мешало столкнуть поверженного врага с крыши, тем более, что, поменяйся они местами, тот бы именно так и поступил. И велико же было удивление обступивших дом парней, когда они увидели появившегося в дверном прое ме Брика с противником на плечах...

Безусловно, Брюс Ли нечасто приме нял свое умение на улице, он и так знал, что силен, и не нуждался в подтверждении этого, а к тому же четко усвоил, что цель кунгфу раз бить человека' до такого уровня, когда у него отпадет сама потребность пускать свое оружие в ход. Сказались и уроки Ип Мэна, втолковывавшего ему непреходящие человеческие ценности, рассказывавшего о добре н зле, приводившего в качестве примера различные легенды. я предания. Эти уроки пригодились, когда вскоре Ли получил выгодное предложение от местной мафии "Триада Чайна" стать за приличное вознаграждение бо евиком или телохранителем. На семейном совете было решено отправить Брюса в США на учебу. Ли отказался от предложения мафии. Думая о буду щем, Брюс последовал совету родителей и напоследок сказал: "Я вернусь, когда заработаю достаточно денег",' отбыл в Америку. Брик Ли родился в США и поэтому, достигнув восемнадцати лет, мог выбрать американское гражданство. В конце 1958 года Маленький дракон прибыл в СанФранциско на пароходе (прилетел на самолете, по другой версии). К тому времени он считался известным в Гонконге бойцом и актером. В городе своего рождения, несмотря на отличное знание английского языка, Брюс Ли обна ружил, что принадлежит к национальному меньшинству. Чтобы прокормить ся, ему приходилось давать уроки танцев. Он выиграл состязание на луч шее исполнение танца чачача. Этаработа ему наскучила, и он переезжает в Сизгл, где устраива ется на работу в ресторан, одновременно заканчивает техническую школу Эбиссона, поступает на философский факультет Вашингтонского универси тета. Круг друзей Брика расширяется, и он начинает обучать их приемам кэмпо. В этот период Брюс Ли открывает свою первую школу молодых поклон ников кэмпо в китайском квартале Сизгла. Он и его лучший друг и ученик Таки Кимура лично демонстрируют свое умение и талант, чтобы привлечь людей к своей школе. Брюс Ли, который всегда боролся с предрассудками, пренебрегая традиционными ритуальными формами, искусственными и меха ническими, принялся за дело с огромной энергией, не считая, что владе ние цветными поясами является основным, и старался внести в приемы кэмпо свой индивидуальный талант. Его подход к кэмпо впоследствии стал известен как школа "leet Кипе Do". led это перехват. Кипе первый, а Do путь, способ движения. Способ перехвата кулака основывается на предупредительных движениях и на усовершенствовании пассивного блоки рования классической формы. Как говорил сам Брюс Ли, его формы эффек тивны, как удары молнии. Брюс Ли так и не закончил университет. Учась на третьем курсе, он. повстречал и полюбил Линду Эмери, тихую интелли гентную американку шведского происхождения. Вскоре они поженились. Брюс и Линда отправились в Оклахому, там он. вместе с Джеймсом Ли ос новал школу молодых любителей кэмпо. Таки Комура остался работать в Сиэтле. Чтобы привлечь любителей кэмпо к своей школе, Брюс Ли постоян но демонстрировал свое умение и' мастерство. Он показывал публике силу удара, нанесенного двумя пальцами или костяшками кулака (коитус), а также удары пальцами, произведенные с огромной быстротой, словно мель кающая молния. Часами тренируясь в нанесении ударов по четырех или пя тидюймовым доскам, Брюс Ли достиг невероятного мастерства. Однажды он умудрился проломить восемь сложенных вместе дюймовых досок" Все это вызывало восхищение у публики. Брюс обладал множеством способностей, но мастерство восточного единоборства затеняло их. Он был прекрасный киноактер. Особенно великолепен в фильме "Мой сын АН Чанг", где исполняет главную роль в воз расте девяти лет. от роду.

Большой успех сопутствовал Брюсу Ли в сери але "Золотой урожай?". Брюс Ли пробовал себя и на режиссерском поп рище. Первый поставленный им фильм оказался шедевром. Это % был "Путь Дракона". Но многогранный талант Брюса Ли так и не проявился на сцене драматического китайского театра. И в этом не вина самого Брюса Ли. Было время, когда он показывал свои фотоснимки для китайской костюмированной мелодрамы, но, к сожалению, такой фильм не состоялся. И вот после изнурительного турнепс Лонг Бич Брюс Ли решил вер нуться в кино Режиссер и продюсер Эд Паркер предложил ему заснять свои упражнения да кинопленку, чтобы создать серию коммерческих филь мов для показа на телевидении. Вскоре Брика Ли приглашает постановщик и ., режиссер Уильям Доплерт на работу в киностудию "Двадцатый Век Фокс"". Здесь Брюс, Ли снялся в пивом сериале "Первый сын" в роли Чарли Чанга. В марте 1966 года эта серия о Чарли Чайте закончилась, и Брюс Ли стал сниматься в роли шофера Бритта Рида в боевике "Зеленый Шершень". . Но в перерывах междусъемками Брюс Ли с приятелем Дании Иносанто создали третью школу додзе в китайском квартале ЛосАнджеле са. Как истинный учитель, Брик Ли обладал огромной выдержкой, способ ностью к расслаблению, чувством юмора все эти качества являются не обходимыми для школы Вин Чуй. Но работа в .классе не нравилась Брюсу Ли, и он с удовольствием принимал приглашения на телевидение, еще де монстрировал некоторые из своих приемов, показанных в фильмах о "Зеленом Шершне". С самого приезда в США.Брюс начал разрабатывать новый стиль. Он старательно изучил все основные стили, школы и направления кунгфу, карателе и других видов боевых искусств, но они не удовлетво ряли его по мнению Ли, в них (конечно, не во всех) было слишком мно го бессмысленных ритуалов и теории, лишних, хотя и красивых, движений. Ему не нравилось и то, что любая школа загоняла ученика в жесткие рам ки и тем самым ограничивала его познания, навязывая ему свою. технику как единственно правильную, заставляя его действовать определенным способом в определенной ситуации. "Каждый считает свою школу совершен ной, но откуда же тогда столько школ?" этот вопрос он задавал всем, кто не соглашался с его взглядами, и всякий раз оппонент не находил что ответить. Более того, чтобы доказать некоторую оторванность кунгфу от реальной жизни, Брюс Ли выдвинул такую мысль: для отражения удара не может существовать нескольких движений, а если может, то они не от личаются от лучшего пути естественного! И в доказательство проделал один эксперимент во время беседы с очередным репортером Ли вдруг достал из кармана бумажник и бросил в сторону гостя, который сразу же поймал его. "Вот видите, улыбнулся Брюс, чтобы поймать бумажник, вы не вставали и красивые стойки, не делали философских обоснований пра вильности именно такого движения, не издавали воинственных криков, а просто взяли и поймали его". Полная свобода и эффективность эти два принципа легли в основу нового стиля. Ли считал, что боец должен иметь свободу самовыражения, подходить к боям и тренировкам творчески. Эф фективность была для него единственным критерием. Как говорилось выше, Брюс Ли очень много времени уделял изучению различных видов боевых 'искусств мира (в том числе и бокса, из которого он немало почерпнул, работая с Мохаммедом Али), отбирая наиболее эффективные, применимые в реальном бою элементы. Интересно, что Ли долгое время не хотел давать названия своему стилю, считая, что название само по себе создает опре деленные рамки. Некоторое время он писал о нем, как о "стиле без сти ля", затем появилось название Чженьфаньфу, а в 1967 году Брик во все услышание объявил о создании Джит Куй До, что в переводе означает "Путь опережающего кулака". Впоследствии Брик Ли не очень любил пока зательные выступления, отрицательно относился к разбиванию твердых предметов (тамэсивари), хотя ударом обладал мощнейшим: он считал, что крушить доски и кирпичи бессмысленно, так как они не могут ответить. Как ни странно. Ли никогда не принимал участия в официальных турнирах и чемпионатах, хотя, наверное, мог без особого труда получить титул чемпиона мира или какоенибудь другое престижное звание. Но это его не интересовало. Более того, он не имел в боевых искусствах никакой сте пени и говорил, что "пояс только свидетельство, без практического умения ничего не значит и пригоден лишь для поддержания штанов". Брик Ли продолжал свои занятия в школе JKD, но занятия в классе доверил Дэн Иносанто, а сам давал частные уроки. Среди учеников Брюса Ли были прекрасные бойцы: Ли Нарван, Стерлинг Силлифант, Стив Маккивй, Джеймс Коберн, Таки Кимура, Питер Чает и многие другие. После съемок на телевидении Брюс Ли периодически появлялсякак "приглашенная кинозвезда" на сериал таких фильмов, как "Длинная улица", "Железный", "Блондин". Он сыграл роль в фильме "Марлоу" вместе с Джеймсом Гарне. Первые успехи Брюса Ли как актера связаны с фильмами, которые делались в Гонконге. И поездка на Восток в 1968 году оказалась триумфальной: его прекрасно знали и почитали здесь. В Гонконге в про кате были фильмы, снятые до 1968 года. Телевидение показывало серии "Зеленого Шершня". Во время турне Брюс Ли выступал с частными беседами и комментариями, показывал свое искусство рукопашного боя. Восторгов публики было не занимать. После возвращения в США приглашения сыпались на Брика Ли со всех торон.

В 1970 году Брюс Ли подписал контракт с Раймондом Чоу из студии "Золотой Урожай". Первая серия под названием "Кулак ярости" побила все I рекорды в Гонконге и дала прибыль в 3,4 миллиона долларов. Эта картина в азиатском названии "Большой босс" бы ла снята на Тайване, и затраты составили на 10000 долларов меньше, чем затраты на учебный фильм, снятый специально для американской армии здесь же. Сюжет фильма прост: тема мщения, где события стремительно развиваются во второй половине. "Кулак ярости" последовал за "Китайской связью", которая побила все рекорды. посещаемости и прибыли. Для китайцев мгновенные, как блики молнии, удары кулаков Брюса Ли нале во, направо дали повод называть его человеком с тремя руина, В свою очередь друзья и знакомые Ли нередко называли его "человек с тремя но гами" в поединке мало кому удавалось блокировать его молниеносные удары. Во французском журнале "Бусидо", посвященном боевым искусствам, в специальном выпуске о Брюсе Ли приводился его послужной список 597 побед из 602 боев. Если он верен, то смело можно утверждать, что эти пять боев он проиграл в юности потом он уже, не имел поражений. Его, третий фильм "Путь Дракона" был сделан специально для китайской публи ки. Брюс не хотел показывать этот фильм за пределами азиатского конти нента. В интервью журналу "Файтинг Старз" он говорил, что этот фильм американцы не поймут. В фильме "Путь Дракона" Брик Ли выступает не только как исполнитель главной роли, Нои как сценарист и компаньон мистера Раймонда Чоу. Когда фильм перестали показывать в Гонконге, то подсчитанная прибыль от его проката составила 5,4 миллиона долларов, превысив прибыль от фильма "Звуки музыки" в'два раза. "Путь Дракона" первый фильм Гонконгской компании, снятый в Европе. Любопытно, что голос Брюса Ли в первых трех сериях не слышен: всеобъясняется тем, что фильм предназначался для многих стран, и поэтому актеры и Брик Ли только раскрывали рот, а за них говорили актеры дубляжа. После успехов на Востоке Брюс Ли стал сотрудничать с американскими режиссерами. Эти успехи круто изменили жизнь Брюса Ли. Он, его жена Линда и двое их де тей стали занимать просторные апартаменты в районе, Кулвер Сити ЛосАнджелеса, в секции выходцев из Гонконга. Квартира Брюса Ли состо яла из одиннадцати комнат и огромного гимнастического зала. Брюс ежед невно проводил тренировки, чтобы постоянно быть в отличной спортивной форме. Из-за склонности к потере веса ему приходилось употреблять не которые напитки с белковыми примесями и питаться по усиленному белко вому рациону. Он сам готовил для себя специальные порошки с белковой смесью, сухим молоком, яйцами со скорлупой, орехами и растительным маслом. Пил также смесь апельсинового сока и китайских горных трав. Брюс Ли наслаждался славой и деньгами. Он купил себе роскошный "МерседесЗД)" и заказал новый "РойлсРойс" из Англии. Вместе с Лин дой он коллекционировал предметы китайского искусства. Самой ценной коллекцией Брюса была его коллекция оружия и библиотека по боевым ис кусствам. На Востоке все боевые искусства основываются на философии ЧаньБуддизма (Дзэн в Японии), Даосизма и конфуцианства.

То, что Брюс Ли знал и понимал философию ЧаньБуддизма, не вызывает сомнения. Он часто показывал свое искусство вместе с рассказами анекдотов и забав ных историй. Не будучи религиозным, Брюс Ли оставался глубоко духов ным, гармонично развитым человеком. Когда он закончил сниматься в фильме "Путь Дракона" в Италии, он намеревался немного отдохнуть и за тем начать работать над фильмом "Игра смерти". Однако, получив предло жение от братьев Уорнеров, он принял участие в новой картине под наз ванием "Приход Дракона", и фильм "Игра смерти" был отложен на некото рое время. "Приход Дракона" был снят в Гонконге за десять недель, хотя планировалось отснять его за четыре; такая задержка объясняется не нудностями самой съемки, а методами, которыми пользовались американс кие кинокомпании в Китае. Языковые проблемы оказались серьезным препятствием на пути создания фильмов, и только в апреле 1973 года этот сериал был закончен. В мае того же года, работая над дубляжом фильма, Брик Ли перенес сердечный приступ. После этого случая он направился в ЛосАнджелес, чтобы про консультироваться с врачами. Опытные кардиологи, внимательно изучив Брика Ли, прописали ему дилантин лекарство, которое в основном при меняется против приступов эпилепсии. Вернувшись обратно в Гонконг, Брик Ли почувствовал себя лучше и с еще большей энергией принялся за работу над фильмом "Игра смерти" ("Игра со смертью"). 20 июля ; в пол день Брюс Ли, продюсер Раймонд Чоу Я актриса Бэтти . Тинг Пей, которой была предложена роль в фильме, встретились в номере гостиницы (в рес торане гостиницы, по другой версии) для обсуждения сценария перед тем, как увидеться с Джорджем Лазенби. Брюс пожаловался на головную боль, и Бэтти дала ему таблетку, снимающую головную боль (приготовленную по специальной рецептуре именно для нее). Уложив маэстро в постель номера гостиницы, Раймонд Чоу и Бэтти встретились с мистером Лазенби. Когда они вошли в номер гостиницы, то не смогли разбудить Брюса Ли. Испуган ная Бэтти вызвала своего врача, однако и тот был бессилен. Брюс Ли умер. После вскрытия его тела, согласно заключения врачей было уста новлено, что смерть наступила от паралича (опухоли головного мозга по другой версии), вызванного повышенной чувствительностью к некоторым ингредиентам в таблетке от .головной боли. Медицина отметила это как крайне редкий случай. Относительно причины смерти ходило множество слухов. Были версии, будто он застрелился, принял чрезмерную дозу нар котиков, был убит завистливым мастером кунгфу. Поговаривали, что стал жертвой мастера тайного искусства замедленной смерти Дим Мак. Утверж дали даже, что он разбудил злых духов, злоупотребляя словом "смерть" в своих фильмах. Разумеется, это все домыслы. Случай, связанный со смертью Брюса Ли, до сих пор будоражит "горячие" головы, вызывая мно гочисленные споры в среде поклонников и врагов. Целый отряд из нескольких сотен полицейских сдерживал почти двадца титысячную толпу, собравшуюся перед домом, где покоилось тело леген дарного Брюса Ли. В доме, разделяя горе матери Брюса Ли, брата Пите ра, жены Линды и двух детей, находились сотни друзей и знакомых. Все в доме было в духе старинных китайских традиций плакальщики в бе лом и оркестр, игравший "Олд Ланг Сейн", а на отпевании перед алтарем, где находилась большая фотография Брюса Ли, склоняли головы кинозвезды, режиссеры, продюсеры и многочисленные друзья и поклонники. БрюсЛи Маленький Дракон был похоронен в Сиэтле 30 июля 1973 го да, причем похороны вылились в настоящую демонстрацию, на которой молодые девушки давали обет безбрачия, и было даже несколько самоубийств. А на городском кладбище появилась плита с надписью на 244 английском и китайском языках: "Брюс Ли" Основатель Джит Куп Лохм Дома, в Гонконге, был создан музей, в котором и сегодня можно увидеть посмерт ную маску Ли и его личные вещи. Брюс Ли умер... Но его неукротимый дух и воля живут в его фильмах и в его огромном вкладе в боевые искусства Востока. Говорят, что гений имеет бесконечную способность причинять страдания... Справедливо ли вышенаписанное по отношению к Брюсу? Суди те сами, прочитав о том, как любил столь великий маэстро! Итак, мало известные страницы из семейной жизни Брика и Линды Ли...

Первый раз Линда увидела Брюса весной 1963 года. В то время она училась в высшей Гарфнлдской школе в Сиэтле. Брюс, будучи тогда сту дентом философского факультета университета имени Вашингтона, приходил в ее школу на лекции по философии Востока. Линда часто видела его иду щим по коридору и обязательно с какойнибудь девушкой. Ей говорили, что, начиная с пятнадцати лет, у Брюса никогда не было никаких затруд нений в общении с девушками. В первый раз Линда заговорила с ним, ког да подружкакитаянка (она брала у Брюса уроки кунгфу) однажды вечером пригласила ее с собой в его зал (додзе), находившийся в китайском квартале Сиэтла.Это было грязноватое, маленькое (не более чем 7х7 мет ров) помещение. Он называл этот зал "Джан Фэн Кунгфу институтом", по тому что его китайское имя, данное матерью, было Ли Джан Фэн ( в переводе на английский "Возвращение в СанФранциско"). Позже Брюс начал давать уроки везде, где только мог лайти свободное место, в гаражах, пустых домах, школьных спортивных залах... Осознав благоприятную перс пективу для преподавания кунгфу в Америке (боевые искусства Востока только начинали преподавать), он решил организовать свой клуб (школу), планируя открыть целую сеть школ кунгфу в США. Позднее Брик понял несбыточность этой идеи, так как ни его мето дика, ни философия, лежавшая в ее основе, не могли быть переданы пра вильно и качественно такой большой массе учеников. Он даже не пытался рекламировать свой институт, и поэтому над дверью, ведущей в его зал, не было никаких знаков, столь характерных для школ каратэдо. Брюс всегда надеялся, что репутация его школы будет достаточно высока и людская молва, сделает все необходимое для ее популяризации. Он хотел учить только тех, кто, имея огромное желание постичь технику кунгфу, будет готов воспринять и философские идеи, заложенные в это искусство. Больше всего Линду в тот вечер поразило то, как работало его тело, те изумительные рефлексы, больше подходящие кошке, чем, человеку, его способность без какихлибо видимых усилий делать такие трудные упраж нения, как, например, отжимание от пола только на больших пальцах рук. ·; Она была совершенно ошеломлена увиденным! : После занятий все вмес те шли куданибудь, чаще в кино или перекусить в кафе. В это же время Линда стала посещать подготовительный курс университета и, таким обра зом, могла , чаще встречаться с Брюсом. Практически каждый день они сталкивались в студенческом клубе. В свободное время Линда всегда была в группе тех, кто постоянно повсюду следовал за ним. "Он был для всех своего рода гуру.

Проводить время с Брюсом всегда было интересно и ве село. Любые темы становились предметом обсуждений, многие из которых были довольно сложными и серьезными", вспоминает Линда Ли... "Изза экстраординарных свойств Брюса наша совместная жизнь требовала от меня большой доли терпения и понимания. "Со мной тяжело жить, не так ли?" сказал он мне однажды. У него было достаточно самых обычных недостат ков. Так, например, у него был исключительно вспыльчивый характер, и я думаю, что ему очень повезло, что, будучи подростком, он стал изучать кунгфу, так как это дало ему возможность укрепить свой характер и одо леть в какойто степени свой бешеный темперамент. Как правило, при нормальных обстоятельствах ему удавалось сдерживать себя. Но если чтото выводило его из терпения, то он просто взрывался! Я помню, как однажды (мы еще только поженились), когда мы купили огромную, коро левских размеров кровать, произошло следующее. Немного странно, но при всех своих способностях Брюс был практически беспомощен в обычных домашних делах, он совершенно не знал, а, возможно, и не пытался даже узнать" как работать тем или иным' инструментом. Любое слесарное дело было для него неразрешимой задачей, и если чтонибудь у нас выходило из строя, то мы просто звали когонибудь на помощь. Так вот, мы вдвоем пытались установить эту кровать. Несколько лет спустя мы вспоминали все наши усилия со смехом, но в тот момент было не до смеха. Как толь ко нам удавалось собрать кровать с одной стороны, она тут же падала на пол с другой, и так до бесконечности. Терпение у Брюса лопнуло, он схватил лежащий рядом. огромный пружинный матрац и ударил его о стену с такой силой, что разрушил штукатурку. Стресс и напряжение временами приводили в полнейшее смятение все его исключительно темпераментное существо.

До 23 октября 1963 года мы ни разу не были с Брюсом наедине. В тот день он пригласил меня во вращающийся ресторан "Спейс Нидл" (ог ромное, похожее на иглу здание). Помню, как все это романтично выгля дело, когда он предложил мне провести с ним вечер. Мы занимались кунг фу около школы, он отразил мой удар, сбил меня на землю... И пригласил в ресторан. Я помню, что для меня было очень важно произвести на него хорошее впечатление, поэтому надела очень модное платье и пиджак. "Спейс Нидл" считался высококлассным рестораном в Сиэтле. У Брюса был "Форд" прошлогоднего (1962 г.) выпуска с множеством различных приспо соблений. Брюс всегда ' был знаком с кемнибудь из тех, .кто занимался автобизнесом, и эти люди .могли вмонтировать в салон все, что было нужно Брюсу Брюс не любил надевать' костюмы, он ненавидел их, так как чувствовал себя в них скованно, но в тот день он был в модном костюме и фиолетовой рубашке. Это был очень романтичный вечер, все было изуми тельно. Мы говорили о детстве и юности Брюса, мне было интересно уз нать о нем как можно больше, потом о философии и психологии. В тот ве чер он поделился со мной своими планами об организации целой сети школ кунгфу. Он уже переехал в другой зал три тысячи квадратных фу тов свободного пространства, практически целый этаж в административном здании. В зале было несколько необходимых для тренировки снарядов, а над входной дверью была эмблема школы. Ой уже тогда был уверен в том, что, преподавая кунгфу, сможет зарабатывать себе на жизнь. Я была со вершенно пленена его магнетизмом, той энергией, которая исходила от него, но тем не менее с полной .уверенностью сказать, что именно в тот момент я влюбилась в Брюса, не могу. Я склонна думать, что мало най дется людей, кто понастоящему влюбляется при первой встрече. В нашем же случае вся наша связь была постепенно развивающимся осознанным про цессом, который продолжался всю нашу совместную жизнь. Теперь) когда вспоминаю первые свидания, понимаю, что наши различия в расе, культу ре, воспитании, традициях и обычаях наших народов послужили тем инс трументом, с помощью которого мы еще больше заинтересовались друг дру гом и стали еще ближе. Моя девичья фамилия была Эмери (наполовину шведка), я была типичным представителем средних слоев Америки, в .мо лодости посещала пресвитерианскую и баптистскую церкви. В семье Брюса 6се были католиками (за исключением его отца, который был буддистом), но в 'ТО время, когда мы с ним познакомились, он уже отвергал всякую религию, хотя все еще помнил "Аве Мария" и другие католические молит вы. В итоге религия не являлась непреодолимым барьером для нашей пред полагаемой женитьбы; то же самое можно сказать и о наших этнических и культурных различиях". совершенно не говорившими поанглийски. "Сама Линда китайским владела посредственно. Практика в разговорной речи пришла позже.

Брюс ждал сообщений от Дайзера. Он узнал от последнего работа над готовящимся фильмом откладывается. Единственное, Дайзер об надежил, что у него есть какието планы в отношении Брика. Семья вер нулась из Гонконга в Сизгл в конце 1965 года, затем вновь жила у Джеймса Лив Окленде. Был март 1966 года, когда они в конце концов пе реехали в ЛосАнджелес, поселившись в крошечной квартире на Вилшайр Боулевар. При всей исключительной природной нервозности, легкой возбу димости, кипучей энергии, решимости преодолеть любые барьеры на своем пути Брюс. в. целом оставался на удивление светлым, солнечным, нахо дясь большее время в хорошем настроении. Для более полной картины ха рактера Ли и его любви к семье целесообразно прочитать отрывки из пи сем, полученных Линдой от Брюса со съемок фильма из Пак Чонга, Бангко ка и других мест разлуки, открывающих свою ужасную картину, царившую там, и прочее: "Бангкок прекрасен, однако Пак Чонг это нечто другое. Москиты ужасны, и тараканы повсюду. Главная причина, по которой так долго не писал, отсутствие подходящих условий, а самое главное со мной произошел ужасно скверный случай! Когда мыл очень тонкий стакан, излишне сжал его в 'руке, и эта дьявольская штуковина сломалась. На глубокие порезы пришлось наложить десять швов. Не беспокойся, милая, я уверен, что через дветри недели все будет окей, хотя пока писать мне трудно (так же, как трудно принимать ванну и все остальное в этом ро де). Сейчас получил своеобразное подтверждение тому, что мы скоро уви димся, дело в том, чтовсе хотят, чтобы я сделал короткий фильм oeet Кипе Do", а за это они (компания) оплатят твой приезд сюда. Я пока не готов к этому фильму, но уверен в том, что они не будут на меня нажи мать, так как, начиная со дня "сего приезда сюда, все, включая Шау и "Бразерс", постоянно названивают мне и Используют все средства, чтобы завладеть мною. 11 одном уже Совершенно уверен: теперь я Суперзвез да..."

Брюс относился к тому типу мужчин, которые всегда привлекают к себе женщин "геройский тип", он был человеком, в котором присутство вали самые привлекательные черты Джеймса Бонда Шона О'Коннэри. Линде очень посчастливилось, что она вышла за него замуж. Брюс был исключи тельно притягательной личностью. Конечно, она часто видела, как на ка кихлибо публичных сборищах к нему подходили женщины и целовали его, надолго заключая в свои объятия: что поделаешь это неотъемлемая часть шоубизнеса, то, что британцы, думаю, называют профессиональной общительностью. В такие моменты Линда никогда не испытывала чувства ревности, возможно потому, что придерживалась принципа "Давай, да вай, дорогая, однако домой он поедет со мной". В действительности она не думала об, этих проблемах так много и часто. Ее много больше волно вали дела Брюса. Раз или два за их почти десятилетнее супружество они (по воспоминаниям Линды) обсуждали поведение мужчины, а именно супру жескую верность. Брюс говорил, что если изменит Линде когданибудь с другой женщиной, то это случится спонтанно, что он никогда не будет планировать заранее или заводить себе любовницу, или чтото в этом ро де; но уж если такое случится, добавлял он, все это будет не более чем одномоментным инцидентом, родившимся вследствие сложившихся обстоя тельств. Он говорил далее, что если такое случится и Линда узнает, пуст помнит, что это не должно иметь никакого значения. "Брюс был очень милым и задумчивым, пишет Линда Ли, когда говорил о том, как необходима я ему, как нужны ему дети". Он убеждал ее в том, что Линда данное ему судьбой сокровище. "А неверность, говорил он, не может реально повлиять на супружество, мимолетное увлечение другой женщиной бессильно по отношению к такой фундаментальной вещи, какой является супружество". Линда сказала: "Да? Ты серьезно?" "Таковы мужчины",.от ветил он. У нее даже не было мысли, что Брюс был с ней недостаточно откровенен во время этой беседы. Для Линды было слишком очевидно, что Брюс действительно очень Заботился о ней, детях, и поэтому все ос тальное не могло иметь никакого значения. Однажды, имея в виду некото рые известные им супружеские пары, в которых мужчины время от времени уходили к своим любовницам, а их покинутые жены в течение всех этих лет пребывали в жалком состоянии, бегая от одного к другому поделиться своим горем, ища сочувствия у окружающих, Линда сказала ему: "Если это когданибудь'произойдет между нами, то я мгновенно исчезну". Брюс был немного удивлен, услышав твердые, уверенные нотки в ее голосе. "На са мом деле?" спросил он немного разочарованно. "Будь уверен, я так и поступлю", сказала Линда, и он почувствовал это. Конечно, порой труд но остановить болтунов, можно лишь еще раз сказать, что если у Брюса и были с кемлибо близкие отношения, то Линда от этого никогда не стра дала. Единственное, что интересовало ее, имело для нее значение боль шее, чем то, что позволяет ли он обычным человеческим инстинктам одер живать над собой верх, так это то, что семья для него является самой важной заботой. Брюс говорил об этом, как о вещи, глубоко пронизавшей его сердце, даже тогда, когда в их жизни были тяжелые времена, когда он находился под прессом целого ряда, проблем, и тогда, когда они с трудом сводили концы с концами, когда од повредил себе поясницу, а все будущее виделось ему в черном цвете. Они говорили и о том, насколько сильно Брюс нуждается в спокойствии, независимости, безопасности. Лин да часто объясняла ему, что, возможно, намного легче будет достичь своих целей, если не беспокоиться за нее и детей. Однажды он сказал ей: "Не имеет значения, не важно то, как тяжело нам сейчас или какие тяжелые времена ждут нас в будущем. Знай, для меня самым важным вжиз ни является то, чтобы ты имей дети были всегда рядом со мной". Линда была уверена, что он на самом деле хотел этого. Кроме того, супружест во должно было "сработать", так как их темпераментыбыли прямо проти воположными. Брюс был экстраординарное человеческое существо, полное жизненных сил, ужасный экстраверт, чувственный и влюбчивый, с трудом сдерживаю щий возбуждение. Линда, напротив, тихая, уравновешенная. В семье почти всегда царила полная безопасности и спокойствия обстановка, в которой такой легко возбудимый человек, как Брюс, постоянно нуждался. Они до полняли друг друга во всем. В конце концов, он должен был жениться на комлибо, обладающем отличным от его собственного темпераментом. А если бы у них были одинаковые натуры?! "Прекрасно", в таком случае один убил бы другого, так как ни один из них не захотел бы покориться дру гому. А кто жертва? Вряд ли Брюс!

В последние два года его жизни он часто приходил из студии домой во взвинченном состоянии, бурно пережи вая проблемы, возникающие во время работы. И по тому, как Брюс себя вел, как чувствовал, и то, как он говорил о том, что он хотел сделать и не сделал, сразу было понятно, насколько он выведен из себя. Он час то вынужден был обращаться за помощью к телефону, с тем, чтобы выгово риться с кемнибудь, так как порой он был не в состоянии остаться один на один со своими переживаниями. Линда пыталась помочь ему обнаружить причину затруднений, и ей для этого было достаточно лишь связаться с нужным человеком. Порой Брик ужасно расстраивался, когда вдруг обнару живал, что не в состоянии физически выполнить чтолибо задуманное. Именно в это время его начинала мучить бессонница. Когда работал на студии и у него чтото не получалось, часто звонил домой и просил Лин ду к нему приехать. "Я не думаю, что могла бы сделать для него чтоли бо существенное, но, находясь рядом, действовала на него успокаиваю ще", вспоминала Линда. Безусловно, каждый из них делал все возможное для укрепления семейных отношений. Каждый выполнял свою роль так хоро шо,, как только мог, и, возможно, они поражали друг другатем, что каждый из них делал для другого много больше, чем можно было предполо жить в начале их супружеской жизни. Брюс любил повторять: "Я в этом мире появился не для того, чтобы удовлетворить твои надежды, и ты жи вешь не для того, чтобы удовлетворить мои". И хотя Линда всегда верила в него, но тем не менее то, что он для нее сделал, намного .превышало самые сокровенные ее мечты. Бризе был личностью, верящей прежде всего в спонтанность, он не желал потакать толпе и. мнимым обычаям, особен но, если они основывались на выгодах коммерции. Так, например, он иг норировал .такие праздники, как День св. Валентина или День матери, то есть те события, которые рассматривались богатыми людьми ("а ведь те перь и он стал одним из них"), как возможность увеличить свою популяр ностью у народа, когда они одаривали бедных людей всевозможными деше выми подарками, цветами, открытками и т.д. Интересен такой факт. Брюс иногда забывал день рождения Линды, но всегда помнил о дне свадьбы (29 августа 1964 года). И в том, как он вел себя в эти знаменательные для них дни, опять же прослеживалась исключительная спонтанность его пове дения. Когда он возвращался домой после продолжительного отсутствия, привозил ей цветы, какиенибудь сладости или даже дорогие платья. И что бы он ни привозил, все это покупал, не раздумывая долго, под влия нием внезапно возникшей идеи, условий для данного момента, поэтому в его подарке был всегда элемент неожиданности, что делало его особенно приятным и приводило Линду в восторг. Фрэд Вайнтрауб, друг Брюса Ли (продюсер фильма "Остров Дракона") вспоминает: Брюс Ли был очень мо гучим человеком, обладал большой душевной теплотой. И тем не менее, был чрезвычайно одинок всегда держал всех на дистанции. По моему мнению, он был ужасно одиноким и, за исключением Линды, он никому до конца не верил в этом мире. Линда была единственным человеком, с кем он мог разговаривать, кому верил, в ком был полностью уверен; она была его женой, его матерью, его любовницей, его любимой, всем... Он никогда не был откровенен до конца в разговоре с другими людьми. Если он с кемтоне хотел говорить, то просил Линду переговорить с этим человеком. Если он был чемто или кемто рассержен, то он опять же просил Линду позвонить этим людям и показать им, что он рассержен. Если он с кем то "сцепился", то потом Линда звонила этому человеку. Брюс сам в таких случаях никому не звонил и не просил прощения. Он просил ее позвонить, но не для того, что бы просить за него прощения, а для того, чтобы сказать: "Все, он уже в норме, теперь все будет окей". Он сам прекрасно сознавал, когда и с кем он был неправ, и вопрос был не в том,, прав, он или неправ; Брик хорошо знал, что правильно и что неправильно, все дело было лишь в том, что в данный момент он не хотел об этом думать. Да, это правда. Брюс порой приходил домой взвинченный и потом, когда, уже немного по остыв, приходил в себя, говорил Линде: "Да," возможно, я немного пого рячился. Послушай, почему бы тебе не позвонить им (ему)?" "Да, конеч но, почему бы тебе не делать за него всю эту грязную работу, позвони, Линда", говорил ей, смеясь, Фрэд Вайнтрауб. Вспоминает Линда Ли: "Я думаю о Брюсе как о человеке, который любил смотреть, как падают капли мягкого легкого дождя, и ощущать их прикосновение на своем лице. Он любил красивую одежду и получал удовольствие, покупая ее (но никогда не тратил деньги на нее в те времена, когда, мы испытывали материаль ные трудности). Оба и он, и я получали удовольствие, разглядывая его фотографии в газетах и на обложках журналов всех стран мира. И тем не менее я не могу сказать, что, если, бы этих фотографий не было, то это бы его сильно расстроило. Мне нравится думать о нем, сидящем в своем кабинете и погрузившемся в мир книг, мир газет или набрасывающим удивительные рисунки, изображающие монаховдаосов или яростно сражаю щихся мастеров воинских искусств Древнего Китая, .вспоминать его пишу щим или переводящим полные экспрессии стихи: "Дождь, Черные тучи, Поникшие цветы и бледная луна, Птиц торопливый полет, Вот и нас тупила осень, Она несет нам одиночество. Пришло время расстаться, Уже так много было сказано, Но еще не все чувства исчерпаны, Я оставляю тебе этот стих. Прочти его одна в безмолвной тишине, Когда тебя начнет тревога мучить, И помни: Все мои мысли были только о тебе..." Прекрас ные стихи, не правда ли?! Вот так жил и любил Брюс Ли, сочетая в себе гармонию тела, духа и разума, без единства которых успешное освоение боевых искусств Востока невозможно!

Авторы: 
Fighter (Dragon_Fighter@rambler.ru)
 
Pix (PixReym@rambler.ru) 
X